АРКТОГЕЯ  
ВТОРЖЕНИЕ
МИЛЫЙ_АНГЕЛ
ЭЛЕМЕНТЫ
КНИГИ
  ЕВРАЗИЯ  


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
АПОКАЛИПСИС ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Мы и Миллениум
Парадигма Конца

Часть первая
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Абсолют Византизма
Грани Великой Мечты
Катехон и Революция
Россия может быть или Великой или никакой
Революционный Консерватизм: вечная актуальность
Великий Проект
Модернизация без вестернизации
Парадоксы Воли или малый народ Евразии
Асимметрия
Царский крестьянский труд
Карл Шмитт: пять уроков для России
Стихии, Ракеты и Партизаны
Война наша Мать
Возрождение Кшатриев
Красная Мать Земля
Солнечные Псы России
Русская Любовь
Русская Вещь
Тезисы о Русском Патриотизме
Родина-Смерть
Без наркотиков
Русский Маршрут

Часть вторая
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Загадка Социализма
Экономика против Экономики
Заговор экономистов
Теоретические источники Нового Социализма
Капитализм: индивидуальное и общественное
Дух Постмодерна и Новый Финансовый Порядок
Ги Дебор мертв. Спектакль продолжается
Медиакратия против реальности
Деньги
Органическая Демократия
Демократия против Системы
Тамплиеры Пролетариата
Террор против Демиурга
Пентаграмма
Метафизика Национал-Большевизма
«В комиссарах дух самодержавья»
«Мне кажется, что губернатор все еще жив…»
Иосиф Сталин: Великое «ДА» Бытия
Апология антифашизма
Просто Большевизм
Тонкий Хлад Революции

Часть третья
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ

Мы церковь последних времен
«Яко не исполнилось число звериное…»
Евразийство и Староверие
«Кадровые»
«Сторож: сколько ночи?»
Такое сладкое «Нет»…
Возвращение бегунов
На боевом Великом Посту
Бесоборческий Подвиг
Мертвая жизнь







КНИГИ И ТЕКСТЫ А.ДУГИНА


НОВЫЕ ТЕСТЫ И СТАТЬИ

ПУТИ АБСОЛЮТА

КОНСПИРОЛОГИЯ

ГИПЕРБОРЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ

КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕВОЛЮЦИИ

МИСТЕРИИ ЕВРАЗИИ

МЕТАФИЗИКА БЛАГОЙ ВЕСТИ

ТАМПЛИЕРЫ ПРОЛЕТАРИАТА

ОСНОВЫ ГЕОПОЛИТИКИ















 

FAQ АРКТОГЕИ

ФОРУМ

Ресурсы
МЕТАФИЗИКА

Персоналии
Рене Генон
Юлиус Эвола
Герман Вирт
Жан Парвулеско

Пишите нам:
webmaster@dugin.ru

dugin@dugin.ru

Заказы книг по почте:
s_melentev@hotmail.com

Директор Арктогеи:
olisava@mail.ru




visitors since 01.07.1999

Rambler's Top100 Service

АЛЕКСАНДР ДУГИН

РУССКАЯ ВЕЩЬ

2001

ЧАСТЬ I
НАЦИОНАЛЬНАЯ

ИДЕЯ


АБСОЛЮТ ВИЗАНТИЗМА

Потребность в Русской Доктрине

Наше национальное положение в сегодняшнем мире требуют от нас максимальной интеллектуальной консолидации. Вызов, брошенный нам, предельно конкретен. Давление, оказываемое на нас, имеет все необходимые измерения — от метафизического через культурное и вплоть до силового. Нас, русских, зажимают в угол, пользуясь нашей растерянностью, заиндевением сознания, ошпаренностью усталости и сна. Но вопреки всему, мы обязаны, перед лицом нашего национального бытия — которое отнюдь не сводится лишь к нескольким десятилетиям позора, вырождения и предательства — выдвинуть наш национальный проект, провозгласить его основные положения и попытаться сделать хотя бы несколько шагов в деле его реализации.

Ошибочно сетовать на наше бессилие и опускать руки. Безответственно призывать вначале к материальному возрождению, а потом уже к духовному. Но столь же безответственно пассивно, лениво, трусливо уповать на неведомую силу. Неведомая сила есть, но чтобы вызвать ее, нужны невероятное напряжение ума, воля, сила и доблесть, а не богомольные мыши.

Все начинаться должно сверху, с теории. Наши враги полностью оснащены, они опираются на серьезную теоретичес кую базу. Они очень умны и последовательны. Наши враги — Запад и современный мир, либеральная идеология и капиталистический строй. Это строилось и шло к триумфу долгие века. Если мы хотим хоть что-то возразить, противопоставить, то должны напрячь все силы, воззвать ко всем дельным и стоящим персонажам, независимо от симпатий и антипатий, принять во внимание все существующие (но ответственные, обоснованные) позиции. Только такой тотальный, негрупповой, не клановый, не индивидуалистический подход сможет приблизить нас к формулировке Русской Доктрины .

Византизм

Можно много говорить о мифических веках древней доисторической Руси. Но как-то совершенно понятно, что данные темы никак не хотят складываться в упругий миф, способный мобилизовать и пробудить нацию. Все слишком вольно, слишком расплывчато. Апелляции к языческой Руси не убедительны. Персоны проповедников — смехотворны. Нам же необходимо нечто более солидное. Это не исключает обращения к солярной славянской мифологии, но в качестве вторичного элемента .

Нашей самой прочной базой является Византия . С богословской точки зрения, именно Византия была подлинным христианским царством и длилась тысячу лет. Это и было «тысячелетнее царство». Все различие судеб Западной Римской Империи и Восточной Римской Империи отражает изначальный дуализм, в рамках которого ведет борьбу (или, точнее, должна вести борьбу) русская нация. Православие — это Византия. Россия — это Византия . Рим изначально уклонялся от симфонии властей и правильного духовного пути. Все этапы ухудшения отношений между Византией и Римом вплоть до раскола Церквей отмечены прогрессирую щим отпадением Запада от богословских и социальных основ истинного Христианства.

Империя Карла Великого была окончательной формой антиправославной государственности, где жреческая тирания Ватикана соседствовала со светским самодурством франкской аристократии. Гибеллин Данте назвал это антихристовым «совокуплением блудницы и черного гиганта».

Наша формула: Запад — зло, Византия — добро. Все, что написано о Византии плохого — ложь. Это лишь приемы идеологической борьбы со стороны Запада. Католицизм — наш непримиримый враг. Никакой альянс с ним невозможен. Разве ценой его полной и безоговорочной капитуляции перед Православием. В русской исторической традиции к Византии сплошь и рядом негативное отношение, повторяющее инсинуации Запада. Каждый русский должен знать, что Византия — чистое добро. Всякий, кто утверждает нечто иное, — враг. Быть может, вопрос не стоял бы так остро, не будь мы в такой страшной и подавленной ситуации. Теперь же нам не до нюансов. Критикуешь Византию — враг русского народа. Такова должна быть наша железная установка. Установка на Византию.

Византия настаивала на общинной обработке земли, ставила препятствия феодальным отношениям «коммендации»_«бенефиции», которые постепенно привели Запад к капитализму . Общинное владение землей, государственная поддержка сельской общины — отличительная черта византизма в экономике . Всячески ограничить власть землевладельцев и отчуждение земель — этот принцип лежит в основе византизма на социальном уровне. Этот принцип необходимо защищать и сегодня.


ЧАСТЬ I. Национальная идея
Византия основана на политической идее симфонии властей. Эта симфония была радикально нарушена на Западе. «Симфония» означает, что император, василевс, является гарантом единства государства в светской области. Патриарх — в области духовной. Гармония Православия и Монархии дает империи священный характер. На Западе после отпадения Рима эта идея была отвергнута — Папа узурпировал власть и духовную и светскую, превратив Церковь в администра тивный аппарат, а короли, со своей стороны, постоянно пытались отвоевать у Папы его власть (борьба гвельфов и гибеллинов). Политический византизм — симфония властей, провиденциальное истинное спасительное сочетание духовного и светского , единственное, дающее сакральность государственной системе, которая во всех иных случаях становится синонимом угнетения и узурпации , а следовательно, теряет легитимность .

Итак, исторической колонной национального утверждения русских является византизм . Византизм на трех уровнях — геополитический (Восток против Запада), социальный (община тружеников против индивидуализма и эгоизма эксплуататоров), политический (симфония властей против всех видов узурпации).

На уровне мистическом византизм есть «тысячелетнее царство» (Империя длилась, на самом деле, приблизительно 1000 лет), «катехон » из Второго Послания апостола Павла «К Фессалоникийцам», препятствующий приходу «сына погибели».

Византия — абсолютный ориентир русского проекта, наша точка отсчета в истории. Это — надежно и крепко. Это — центрально. Все остальное — в качестве обрамления.

Святая Русь

Византия пала, когда засомневалась относительно собственной правоты. В позорной Флорентийской Унии закреплен ее компромисс с Западом, главным врагом византизма. Компромисс не помог — в 1453 году Византия пала под ударом турок. Наступил конец Византии, так как ее сущность заключалась в особом сочетании религиозного авторитета патриарха, политической монархической власти православного государя и экономической системы, поощряющей общинность и, по возможности, сдерживающей феодальные и раннекапиталистические отношения. Распад такого комплекса, от которого осталась подчиненная турецкому султану зависимая патриаршая власть (изменившая качество своего духовного содержания), есть конец византизма для Византии . Вместе с тем, это отход «катехона », снятие на пути антихриста волшебной преграды.

Византия кончилась, но византизм не кончился . Он перешел на Московское царство, которое стало Святой Русью. Святая Русь переняла политическую симфонию властей, введя на Руси патриаршество наряду с уже существовавшей монархией, но сама эта монархия изменила смысл, став универсальной и эсхатологически отмеченной . В социальной сфере также доминировало общинное хозяйство. На мистическом уровне «катехон» переместился из Византии на Север, повинуясь эсхатологическому притяжению норда.

Святая Русь — второй этап Русского Проекта. Москва — Третий Рим. Русь как новая и последняя обитель «катехона ». Старец Филофей: «Два Рима падоша, Третий стоит, а четвертому не быти».

Универсальная колонна русского национального утверждения — доктрина Москва-Третий Рим. Ее значение не исчерпывается временным периодом — оно универсально для всей нашей национальной судьбы.

Всякий, кто критически освещает этот период — от 1453 до 1666 года — идеологический враг. Критика Москвы недопустима. Москва — абсолют. Русское патриаршество — вершина истины и предельный авторитет в Православии. Постановления Стоглавого Собора — не подлежат постановке под вопрос. Они все истинны до знаков препинания.


ЧАСТЬ I. Национальная идея
Период Москва — Третий Рим есть эпоха расцвета «русского византизма
». Это вторая стадия реализации националь ного идеала. Все направленное и тогда и сейчас против этой истины — вражеские козни, оскорбление нашего националь ного достоинства. Ответом на это должен быть страстный и инстинктивный отпор. Если бы мы были сильны, мы могли бы позволить себе больше снисходительности и мягкости к противникам. Сейчас дело идет о жизни и смерти.

Старообрядчество

Далее следует страшное событие. Подобно тому, как некогда византизм ушел из Византии , так и русский византизм ушел из Руси, из Москвы -Третьего Рима. Но ушел на сей раз не к другому народу, а в бега, пустыни и леса. Внешняя Русь десакрализировалась, ушла в петровскую петербургскую Россию. Внутренняя Святая Русь двинулась в раскол и гари.

Никоновская реформа и в еще большей степени собор 1666_1667 годов перечеркнули двухсотлетний период «русского византизма», отказали ему в праве на существование.

Русский византизм отныне стал нонконформистской доктриной, политико-мистической традицией староверов . Не прошло и века с эпохи рокового собора 1666 года, как на Руси не стало Патриаршества, столица была перенесена в северные болота безжизненного и бессмысленного города-при зрака, крестьянская община окончательно попала в жесткую каббалу эксплуататоров. На мистическом уровне это означало отход «катехона ». Теперь приходу антихриста ничто не препятствовало.

Ничто, кроме старообрядцев, которые унесли с собой великую универсальную идею византизма .

Именно старообрядчество, несмотря на все трудности его исторического пути, было хранителем истинно православ ной и истинно монархической идеи, носителем социальных традиций «тысячелетнего царства». Великая идея, как Китеж, ушла на периферию русского общества, но не исчезла совсем.

Наша национальная идея не может не быть старообряд ческой. Всякая апелляция к петровской, романовской России, к синодальному казенному петербургскому православию — проявления антивизантизма и русофобии. Национальными и подспудно византистскими были в этот период только революционные тенденции . Все сторонники идеи Петербурга — враги России.

Красный византизм

Советский период был мистическим возвратом к византизму , но на новом этапе. Это был византизм спонтанный, стихийный, фрагментарный . Большевики переносят столицу в единственно подлинно святой русский город — Москву. Параллельно восстановлено русское Патриаршество. Вместо рокового рода Романовых власть над избранным русским народом берет Богоматерь, Державная. И в социальной сфере — возврат на новом уровне к общине, уничтожение эксплуата торов как класса. Поразительно, но те же сугубо византий ские процессы мы видим и в геополитике — все жестче противостояние с Западом, все яснее отвержение его политико-экономического строя и его культуры.

Советский период — уникальный, пусть несколько смещенный, но возврат «катехона ». Богоборческая внешне, атеистическая, материалистическая власть по своим символическим аспектам поразительно совпадает с самыми сакральными и чистыми парадигмами византизма. Когда русские национал-большевики и левые евразийцы осознали это, они были в шоке. Было от чего. Как странно правит миром десница Господня вопреки малым и коротким мыслям жалкого человечества. Что бы ни замышляли прыщавые семинаристы и мучимые комплексами разночинцы, светлый Дух превращал пародию в величественную конструкцию советской империи. «В белом венчике из роз впереди Исус Христос». — Это не частное мнение декадента, но голос пророка тайной Руси.

Советизм, понятый как «красный византизм», а он и был только им и ничем иным, важнейший элемент Русского Проекта, Русской Доктрины .

Византизм будущего

Византизм не историческая модель, но универсальный архетипический идеал, сверхвременная реальность Царствия . Он существует по ту сторону времени и пространства, но именно в нем восторженно растворяется высшее Я нашего богоизбранного народа, нашей Церкви, имеющей безусловную прерогативу на истину и спасение.

Исторический византизм был лишь знамением, приблизительной, не лишенной погрешностей, прообразовательной реальностью. Истинный византизм — это царство будущего века, венчание Святой Руси в брачном миге Второго Пришествия . Религиозные, эсхатологические и мессианские проекты всегда неявно, но настойчиво направляют политические учения и социальные доктрины, говорится ли об этом открыто или нет (чаще всего нет). Может быть, и нам следовало бы скрывать наши высшие идеалы и самые интимные мистические и мессианские ориентиры. Да, это имело бы смысл делать, не будь ситуация столь критичной. Ведь кажется, что эти очевидные для всякого нормального (пробудившегося, очнувшегося от слабоумия и страха) русского истины сегодня совсем потеряны, разбавлены, стерты, заболтаны, оплеваны или осмеяны. Когда критическая масса проснется, будем тщательно скрывать наши настоящие планы. Пока же опасность совсем, совсем в другом.

АРКТОГЕЯ
ВТОРЖЕНИЕ
МИЛЫЙ АНГЕЛ
ЭЛЕМЕНТЫ
КНИГИ
ЕВРАЗИЯ