РЕНЕ ГЕНОН
незамеченный аватара интеллектуальной реставрации
главный авторитет онтологического нонконформизма
революционер, оставивший далеко позади себя все масштабные фигуры тотального несогласия
Рене Генон
Рождение Аватара
Отмеченная нами связь между символизмом сердца и символизмом "Яйца
Мира" подводит нас в вопросе "второго рождения" к новому
аспекту. Этот аспект рассматривает "второе рождение" как рождение
духовного принципа в центре человеческой индивидуальности, а эта индивидуальность
в целом и символизируется, как известно, сердцем. На самом деле, духовный
принцип всегда пребывает в центре всякого существа, но в случае обычного
человека, он наличествует в скрытом состоянии, а когда речь идет о "рождении",
то под этим понимают отправную точку явственного и действенного развития.
Вот эта отправная точка и предопределяется или, по меньшей мере, становится
возможной благодаря инициации. С одной стороны, духовное влияние, передаваемое
в ходе инициации, отождествляется с самим этим наличествующим духовным
принципом. С другой стороны, если учитывать, что этот духовный принцип
уже заведомо наличествует в существе, инициация "оживляет" его
("оживляет" не для него самого, но в отношении существа, в центре
которого он пребывает). Иными словами, инициация делает "действительным"
присутствие этого принципа, который без этого оставался бы только "возможным".
Символизм рождения может применяться и в первом и во втором значении.
Теперь следует уяснить, что в силу аналогии, существующей между "макрокосмом"
и "микрокосмом", то, что называют "Яйцом Мира" (едва
ли надо специально указывать на то, что яйцо естественным образом связано
с рождением, с началом жизни нового существа), на самом деле, строго тождественно
символическому содержанию сердца(1): речь идет
о духовном "зародыше", который на макрокосмическом уровне соответствует
реальности, называемой индуистской традицией "хираньягарбха"(2).
Этот "зародыш", в отношение мира, в центре которого он находится,
и есть собственно примордиальный Аватара(3).
Однако место рождения Аватара, как и той реальности, которая соответствует
ему на макрокосмическом уровне, изображается в виде сердца, отождествляемого
в данном случае с "пещерой", а инициатический символизм "пещеры"(4)
слишком объемен для того, чтобы развить его здесь. Все это ясно выражено
в текстах, подобных следующему: "Знай, что Агни, который является
основой вечного (принципиального) мира, и посредством которого, этого мира
можно достичь, скрывается в пещере (сердца)"(5).
Могут возразить, что в данном случае, как и во многих других, Аватарой
назван Агни, но в "Мировое Яйцо" был помещен не Агни, а Брахма,
чтобы родится из него как Хираньягарбха, по этой причине само "Мировой
Яйцо" и названо "брахманда". На это можно ответить следующее:
помимо того, различные имена на самом деле описывают лишь различные божественные
аспекты или атрибуты, которые, естественно, неразрывно связаны друг с другом,
и отнюдь не являются раздельными "сущностями", в более узком
смысле хираньягарбха считается принципом световой, а следовательно, огненной
природы(6), а значит "золотой зародыш"
тождественен самому Агни(7).
Переходя теперь к макрокосмическому уровню, напомним об аналогии между
пинда, тонким семенем индивидуального существа, и Брахмандой ("Яйцом
Мира")(8). Но пинда, будучи постоянным
и неразрушимым "семенем" существа, отождествляется в свою очередь
с "ядром бессмертия", называемым в еврейской традиции "luz"(9).
Конечно, в большинстве случаев нахождение luz в человеческом организме
указывается в иных местах, нежели сердце, или иными словами, хотя такую
"локализацию" в человеческом теле и нельзя исключить вовсе, она
не является, безусловно, самой распространенной. Но что касается "второго
рождения", то именно luz неизменно упоминается в этом контексте. Что
же касается этих "локализаций", связанных с индуистской доктриной
чакр или тонких центром человеческого существа, то они могут меняться в
зависимости от состояний или фаз духовного развития этого существа, которые
соответствуют действительным фазам реализованной инициации: в основании
позвоночника luz пребывает в состоянии "сна", т.е. у обычных
существ; в сердце он расположен в начальной стадии развития, т.е. в стадии
"второго рождения" или "произрастания"; на месте "третьего
глаза" он находится в состоянии совершенствования человеческого существа,
т.е. в после его реинтеграции в "примордиальное состояние"; и
наконец, на макушке головы - в период перехода в сверхиндивидуальным состояниям,
который должен в конечном счете привести к "Высшему Тождеству".
Мы не можем более настаивать на исследовании этих символов, которые связаны,
в свою очередь, с цепочкой других символов и т.д., так как это лучше сделать
в отдельной книге. Здесь же мы хотели высказать лишь самые общие соображения,
а разбор символов был привлечен лишь в качестве "иллюстраций".
В заключение скажем лишь, что инициация как "второе рождение"
на самом деле является "актуализацией" в человеческом существе
того принципа, который в рамках универсального проявления проявляется как
"Вечный Аватара".
----------------------------------
(1) Другой символ, который столь же синонимичен сердцу,
как и яйцо, - это плод, в центре которого семя и есть та реальность, о
которой здесь идет речь. В каббале это семя обозначается буквой "йод",
которая в еврейском алфавите рассматривается как принцип всех остальных
букв. - Р.Г.
(2) "Золотой зародыш" санскр. - А.Д.
(3) Здесь речь идет не об особенных Аватарах, проявляющих
себя в ходе различных циклических периодов, но о том, что в действительности
изначально является началом всех Аватар, подобно тому, как в исламской
традиции Er-Ruh el-muhammadiyah ("Дух Мухаммада") является началом
всех пророческих манифестаций, и этот же принцип лежит в основе всего творения.
- Напомним, что слово "аватара" обозначает как раз "спуск"
принципа в область манифестации, а с другой стороны, выражение "зародыш"
во многих библейских текстах применяется к Мессии. - Р.Г.
(4) В высшей степени интересное развитие символизм пещеры
получил в исследованиях Германа Вирта. Он возводит его к графическому начертанию
примордиальной руны UR, которая изначально была образом дугообразного движения
солнца над точкой Юга перед зимним солнцестоянием (началом арктической
ночи) и после него (концом арктическою ночи), как эти сезонные события
видятся на крайнем севере, где согласно Вирту (равно как и Генону) находился
изначальный континент Гиперборея. Эти две дуги два символа UR обозначали
изначально точку самого зимнего солнцестояния, Юла, который рассматривался
как главный сакральный и инициатический праздник, давший начало всему существующему
символизму, всем ритуалам, мифам и доктринам Традиции. Юл и его символизм
имел самое прямое отношение и к теме Аватара, так как именно в этот миг,
в сердце, середине зимы и тьмы рождался Новый Свет как циклическое откровение
Вечности. Пещера-UR есть вместе с тем графическое изображение горы, и у
Генона, в "Царе Мира" также исследуется связь "горы"
и "пещеры" в связи с местопребыванием Шакраварти и подземной
страны. Эта подземная страна также имеет прямое отношение к зимнему солнцестоянию,
так как календарная модель года в гиперборейском комплексе связывалась
с тремя регионами пространства, где зима относилась к "подземному
миру". Интересно заметить, что в русском языке слово "пещера"
происходит от глагола "печь", "жарить", а значит и
здесь налицо связь с огненным началом. Поразительным образом, шумерское
название "огня" - UR. Этот же корень мы встречаем в названии
древних божеств греков - Уран и индусов Варуна. В графическом смысле "дуга"
UR может быть понята как "небесный свод", отсюда связь иероглифа
UR с богами неба. Будучи перевернутой, руна UR дает иероглиф Чаши, которая
также имеет отношение к сердечному символизму (см. Рене Генон "Царь
Мира"), примордиальному Центру и т.д. Индийский Варуна, часто выступающий
в паре с Агни, является богом Воды, что тесно связано, в свою очередь с
символизмом чаши. Агни (бог Огня) и Варуна могут быть рассмотрены как мифологическое
развитие двух солнечных полярных дуг. Варуна - дуга перед Юлом, Агни -
после Юла. Иногда в древнейших пещерных рисунках и символах, а также в
протоиероглифах, посленовогодняя дуга изображается с лучами - это Агни.
Герман Вирт считает, что древние рисунки в пещерах были помещены там не
случайно, но в соответствии с самим символизмом пещеры.
В ином значении "пещера" есть знак утробы, земли, ночи, матери.
Это снова, на сей раз с иной стороны, соответствует символизму "рождения".
Важно отметить также библейский сюжет о пещере Макпела, где Авраам похоронил
Сару. Название "Макпела" на иврите означает "двойная",
т.е. - два UR, "две горы" или "две пещеры", две дуги
перед зимнем солнцестоянием и после него. В этой пещере по преданию Авраам
увидел Адама и Еву, т.е. первых людей, так как зимнее солнцестояние - точка
Истока. Здесь же находится "вход в рай", что точно соответствует
"центральности" этого пространственно-временного символа. Эти
же два UR ("две горы") изображаются традиционно в иконописных
сюжетах. (См. А.Дугин "Метафизика Благой Вести", М., 1996). К
этой же парадигме восходит и две масонские колонны - Иакин и Боаз.
Инициация, "рождение Аватара", происходит между "двух гор",
в "пещере" ("в двойной пещере" и т.д.) Подробнее см.
А.Дугин "Гиперборейская теория", М. 1994 - А.Д.
(5) Katha Upanishad, 1 Valli, shruti 14. - Р.Г.
(6) Огонь (теджас) содержит в себе два взаимодополняющих
аспекта - тепло и свет. - Р.Г.
(7) По этой причине, равно как и из-за центрального положения
хираньягарбха, есть все основания отождествить его с солнцем. - Р.Г.
(8) Yatha pinda tatha Brahmanda. - Р.Г.
(9) См. "Царь Мира". Можно заметить также, что
отождествление "второго рождения" с посадкой семени luz напоминает
описание инициатического процесса в даосизме, где он назван "прививкой
бессмертия". - Р.Г.
ФОРУМ ТРАДИЦИЯ |
ФОРУМ СНЫ |
ФОРУМ ЛИТЕРАТУРА |
ФОРУМ ГЕОПОЛИТИКА |
ФОРУМ СТАРОВЕРИЕ |
РЕСУРСЫ МЕТАФИЗИКА |
РЕСУРСЫ ЭРОТИКА |
РЕСУРСЫ ЛИТЕРАТУРА |
РЕСУРСЫ ПОЛИТИКА-ГЕОПОЛИТИКА |