ЮЛИУС ЭВОЛА
последний кшатрий темного века, вертикальный аристократ, тамплиер великой стены
черный барон, бросавший бомбы, писавший картины и потрясающие по глубине книги
защитник Традиции и правый анархист, истинный герой Кали-юги
Эрнесто Мила
ЮЛИУС ЭВОЛА: ПОСЛЕДНИЙ ГИБЕЛИН
Среди национал-революционеров философия тради- ционализма сразу же ассоциируется с именем барона Юлиуса Эволы. И это - не случайно: именно Эвола был единственным, кто попытался придать традиционалист- ской мысли политическую форму. Эвола старался акти- вировать традиционалистские принципы, надеясь, что защита и пропаганда этих принципов приведет к соз- данию новой элиты. Благодаря такой практике начиная с 1968-69 годов его идеи приобрели множество после- дователей. Очевидно, что не все правильно поняли Эволу. Более того, в конце 7О-ых произошел странный феномен, который можно было бы назвать "эволомани- ей". Появились настоящие "жрецы" культа Эволы, для которых все начиналось и кончалось учителем, и кро- ме Эволы больше никого не существовало. Это - бе- зусловно, эксцесс. Традиционалистская мысль в своей основе анонимна; здесь нечего создавать, так как в этой области все уже создано, все сказано и все оп- ределено. Остается лишь собрать все это и довести до сведения людей.
Эвола родился в Риме 15 мая 1898 года, и его превый интеллектуальный опыт связан с появлением авангардного искусства. В бытность свою дадаистом и футуристом Эвола написал несколько дадаистских поэм и эссе об абстрактной живописи. Первая Мировая Вой-
на парализовала его творчество. Первым автором, повлиявшим на Эволу, был Папини, сотрудничавший в журнале "Леопардо", а затем, уже после Первой Миро- вой Войны, в которой Эвола принимал участие в долж- ности лейтенанта артиллерии, он познакомился с тру- дами Р.Генона, читал Ницше и Отто Вайнингера. В своей первой значительной книге - "Теория Абсолют- ного Индивидуума" (1925)- Эвола выступил против идеалистических теорий в защиту "традиционалистско- го реализма".
Мало интересовавшийся политикой Эвола увидел в приходе к власти фашизма силу, способную реставри- ровать Традицию на Западе, ту, о которой говорил Генон. В то время Национальная Фашистская Партия представляла собой самую необычную смесь из нео-ге- гельянских интеллектуалов; мало интересовавшихся диалектикой сквадристов; бывших анархистов, социа- листов и коммунистов; людей, вышедших из самых ре- акционных правых кругов; ну и, разумеется, карь- еристов всех мастей. Об истинном единстве тут не могло быть и речи, - настоящим фашистам удалось объединиться лишь 2О лет спустя во время Итальянс- кой Социальной Республики. Эвола предпочел не вме- шиваться в политическую борьбу, хотя и написал нес- колько менее значительных работ, посвященных идеологическим проблемам. В своем "Языческом Импе- риализме", например, он собрал воедино все высказы- вания Муссолини о классическом имперском Риме и придал всему этому комплексу стройность и ясную направленность. Поскольку Муссолини и фашизм часто пользовались примером Древнего Рима, обращаясь к воплощенному в нем идеалу, появлялась возможность (по крайней мере так считал сам Эвола) перейти от слов к делу и, наполнив фашизм римскими идеалами, сделать первый шаг в сторону реставрации Традиции. Эта идея, воплощенная в упомянутой выше книге, а затем в журнале "Башня" ("Torre"), не привела к ка- ким-либо значительным результатам. Муссолини был знаком с трудами Эволы и высоко их. Кроме того, Эвола опубликовал в официальном органе режима "Фа- шистская Критика" несколько своих эссе. Пожалуй, самым известным из них стало эссе "Фашизм, как воля к построению Империи, и Христианство". Здесь Эвола в довольно жесткой форме критиковал Христианство апостола Павла, как предтечу большивизма, тождест- венного ему в своих гуманистических, пацифистских и эгалитиристских корнях. Это эссе вызвало бурную по- лемику, покольку оно появилось как раз в тот мо- мент, когда Муссолини подписывал Летранский договор с Папой, и, разумеется, он не был заинтересован в подобных политически неуместных темах. После своего десятого номера "Башня" перестала выходить из-за множества юридических проблем. Эвола все присталь- нее следит за новым движением, выступающим на не- мецкую политическую арену с необычайной силой начи- ная с 1927-29- го годов.
Первыми , с кем Эвола вступил в контак, были представители "Herrenklub" и молодые "консерватив- ные революционеры". Через журнал "Философская Диа- рама" Эвола объясняет и распространяет в Италии принципы и тезисы этой новой немецкой тенденции. В отличии от Италии у Германии было одно преимущест- во: она сохранила практически в чистом виде одну боевую, воинственную традицию - пруссизм. В то вре- мя Эвола был уже уверен в том, что войны не мино- вать, и Европе предстоит либо объединиться, либо умереть.
Сотрудничество Эволы с фашистскими журналами вовсе не вылилось в его интеграцию в партаппарат. Эвола четко отличал государство органичное от госу- дарства тоталитарного. Характерной чертой фашизма был его тоталитаризм. Власть и интересы государства здесь стояли выше личности человека, в то время как в основе всей эволистской доктрины,напротив, стояла личность (как духовный уровень человека), противос- тоящая простой индивидуальности; личность как диф- ференцированная сущность, лежащая в основе фунда- ментального неравенства людей. Индивидуум (и в следствии этого индивидуализм) - это сведение чело- веческого существа к простой атомарной единице, по- добной всем другим единицам, с которыми он вынужден сталкиваться, взимодействовать и сожительствовать. Тоталитаризм по мнению Эволы характеризуется своим централизмом. Организм - это антитеза тоталитариз- ма. Органическая структура централизована по отно- шению к своему фундаментальному Принципу и связана с Традицией, но ее отдельные части, тем не менее, совершенно автономны. То, что в фашизме представле- но фигурой Дуче, а в национал-социализме - фигурой Фюрера, в органичном обществе должно быть заменено понятием "руководящего политического класса" (идея Парето) или "элиты". Эвола считал фашизм "слишком плебейским" и демагогическим, во многих своих про- явлениях зачастую "массификаторским", и одновремен- но "последним продуктом либерализма". Эвола доволь- но точно предсказывал, что в той форме, в которой появился итальянский фашизм, он должен был целиком и полностью обанкротиться. Все эти тезисы были выс- казаны Эволой уже после войны в книге "Фашизм, ви- димый с Права", напечатанной вместе с "Размышления- ми о Третьем Райхе". Действительно, оценка Эволой фашизма распространялась отчасти и на NSDAP. Близ- кий к некоторым кругам SS Эвола помогал "Черному Ордену" исследовать масонские архивы, реквизирован- ные по всей Европе и собранные в Вене. Именно за этой работой его застала одна из американских бом- бежек города, в ходе которой Эвола был тяжело ранен в позвоночник и стал инвалидом. Связь Эволы с наци- оналсоциализмом, и особенно его разработка "расовой доктрины" позволила ему провести ряд конференций в национал-социалистической Германии и издать там пе- реводы своих книг на немецкий язык.
Но более всего привлекала Эволу румынская Желез- ная Гвардия и ее лидер Корнелиу Зелеа Кодряну. В Кодряну Эвола видел мистического вождя, способного установить высшую духовную связь с рядовыми акти- вистами. Организация этого патриотического движения больше походила на рыцарский орден, чем на полити- ческую партию. Верность Кодряну вековым румынским традициям и его духовно-расовое мировоззрение прев- ращали его в идеальное воплощение Вождя, ведущего за собой "элиту" через развалины современного мира. Эвола лично познакомился с Кодряну и опубликовал затем свои впечатления в небольшом эссе, посвященом Железной Гвардии.
После войны Эвола сотрудничал с "F.A.R." - "Фа- шами Революционного Действия", за что был судим и провел некоторое время в тюрьме. Увидев, что часть итальянской молодежи отвергает принесенную анг- ло-саксонскую демократию, Эвола решил "сориентиро- вать" эту молодежь серией советов и размышлений, опубликованных в национал-революционном журнале то- го времени. Брошюра "Ориентации" стала зачатком последующего капитального труда "Люди и развалины" и книги, посвященной экзистенциально-философской проблематике "Революция против современного мира".
В конце 6О-ых годов работы Эволы получили новую оценку. В первую очередь потому, что многие из его идей - о триумфе потребительства, прогрессивной массификации, внутреннем тождестве советского и ам- риканского мировоззоений и т.д. - полностью подт- вердились, и потому что , хотя и в переиначенном виде, "новые левые" и последователи Маркузе адапти- ровали и использовали идеи Эволы, разработав их "левый" вариант. В Италии имя Эволы превратилось в новое боевое знамя "нового протеста" или "борьбы против системы". Адриано Ромуальди - безвременно погибший в автомобильной катастрофе - и Клаудио Мутти, среди прочих, продолжили дело Эволы. Рому- альди опубликовал эссе под названием "Эвола: Лич- ность и Дело" и продолжил начатое Эволой применение метафизических принципов к политической сфере. Так- же следует упомянуть его эссе "О проблеме европейс- кой Традиции" и две небольшие брошюры - "Идеи для правой культуры" и "Правые и кризис национализма". Правая? Правые? Что это значит? Разве правые не равнозначны левым и не являются частью системы? Тут необходимы разъяснения. Эвола,Ромуальди и другие традиционалисты часто использовали слово "правая", но какой смысл они в него вкладывали? Разумеется, речь идет не о политической правой, представленной демократически-либеральными консерваторами. "Кон- сервация", сохраниение современного положения дел есть абсурд, так как ничего заслуживающего сохране- ния в нем не осталось. В словаре Традиции многие символы представлены словами, а некоторые слова са- ми по себе являются символичными. Речь тут идет об идейном и метафизическом плане бытия, и именно в этом смысле Эвола называл себя правым, противостоя- щим левым ( не даром в итальянском языке sinistra, что значит "лево", близко к siniestra, что значит "ужасное", "тревожное", а destra, "право", значит также "правильно","истинно"). В идеологическом пла- не традиционалистская мысль противоположна левой и марксистской мысли. Когда Эвола рассматривает фа- шизм "справа", он не рассуждает о фашизме как бур- жуазный и реакционный наблюдатель, а судит его с точки зрения традиционалистского революционера, на- ходящегося идеологически справа, а политически - по ту сторону демократических игр и левых и правых, учрежденных самой системой.
В книге "Люди и развалины" дается план полити- ческих действий тем, кто не участвует в политике системы и борется с ней. Такие люди являются "рево- люционерами" поскольку они хотят установить нечто новое, но одновременно они - "консерваторы", пос- кольку они борются за победу традиции, которую хо- тят сохранить любой ценой. Эвола критикует основной приницп либерализма (равенство и свободу), указывая на фундаментальную ошибку либерализма (путаницу между индивидуумом и личностью). Возвращаясь к ли- нии "Ориентаций", Эвола развивает идею того, что марксизм - это логическое завершение либерализма, без которого он никогда бы не смог существовать, точно также как либерализм не смог бы появиться без идей Просвящения, а они в свою очередь, без Гума- низма. Речь идет о механике причин и следствий, и этот путь ведет напрямую к теории космических цик- лов. В "Революции против современного мира" Эвола доказывает, что современный хаос укладывается в рамки высшего традиционного порядка, поскольку "в скрижалях написано", что за периодом света последу- ет период тьмы, пока не настанет новая эпоха света и не завершится этот цикл. "Для того, чтобы роди- лось новое, старое должно умереть". Нашей цивилиза- ции суждено погибнуть. Печальная судьба. Что может сделать человек, ставший на путь Традиции в тот мо- мент, когда уже ничего поделать нельзя, поскольку эта цивилизация все быстрее катится вниз и остано- вить это падение невозможно? - Противостоять. Как раз в этом случае знаменитый совет Эволы о необхо- димости устоять на ногах посреди мира развалин на- полняется огромным смыслом. В сегодняшнем мире в ближайшем будущем вернуться к традиционной форме бытия не представляется возможным, но человек, лич- ность, тот, кто понял содеражние Традиции, должен уметь "оседлать тигра", то есть не сдаться перед неблагоприятными условиям, не капитулировать перед ними, а использовать их. Использовать? Для чего? Спрашивали вы себя когда-нибудь, почему в среде на- ционал-революционеров так распространен образ "ры- царя Грааля"? Сегодня речь идет не столько о борьбе для достижения политической победы, сколько о борь- бе за полную реализацию личности. Цель этой борьбы - внутренняя реализация активиста, который таким образом преодолевает материальность существования и вступает в мир высшей реальности. Точно так же, как рыцари Грааля посвящали свою жизнь поиску Священной чаши, видя в этом поиске не конечную цель, а средс- тво к достижению этой конечной цели - внутреннего преображения -, так и сегодня активист национал-ре- волюционер должен стать новым рыцарем Грааля: пос- вятить себя борьбе, потому что только так можно создать новую расу свободных людей, зажигающих но- вую зарю.
Идея "оседлать тигра" была развита в книге с тем же названием, где также как в книге "Лук и Палица" собрана целая серия экзистенциальных ориентиров для существования в современном обществе. Но сколько бы ни был предан активист принципам Традиции, он вы- нужден жить и разделять экзистенициальные реальнос- ти современных условий, от которых он не может пол- ностью отделиться и которые он должен научиться правильно воспринимать и оценивать.
В "Революции против современного мира" Эвола очищает различные западные традиции от второстепен- ных деталей с тем, чтобы воссоздать и раскрыть об- щую для всех европейских народов традицию. Книга разделена на две части. Первая посвящена описанию принципов Традиции, во второй части вкратце анали- зируется история Запада, начиная с мифологичеких циклов и кончая уже упомянутыми рассуждениями о со- ветско-американском капитал-империализме.
Идеальный тип общества конкретизируется для Эво- лы на трех исторических этапах: древние Империи, средневековые рыцарские ордена и гибелинское предс- тавление об Императоре. Во всех случаях имеется об- щий фундамент - власть имеет сверхъестественную высшую основу; духовная и светская власть тесно взаимосвязаны; светская власть опирается на духов- ный авторитет. Связующая нить рвется, когда Иисус из Назарета произносит свой приговор:"Кесарю кеса- рево, а Богу богово". Короли-жрецы уступают место воинам - речь идет о Средневековье -, основываясь на извечных принципах рыцарские ордена перестраива- ют Запад на основе нового человеческого типа - типа воина-монаха. Когда эти ордена перестают существо- вать гибелинизм, то есть доктрина, органично объ- единяющая духовную власть с властью светской, подх- ватывает знамя борьбы. Данте прекрасно отразил идеалы гибелинов в своей "Божественной Комедии". С приходом эпохи возрождения эталоном, по которому мерится все, становится человек: гуманизм открыл дорогу рационализму, а тот, в свою очередь, подго- товил наступление эпохи Просвещения. Окончательная катастрофа произошла в 1798 году с приходом к влас- ти буржуазии, занявшей место дегенерировавшей касты аристократов. Произошел оканчательный разрыв с Тра- дицией, и оставалось только ждать пока бог Времени, Кронос, спровоцирует буржуазию в ее погоне за рос- кошью и комфортом на порождение пролетариата, кото- рый в качестве четвертой касты и вышел на истори- ческую арену после европейской войны в виде октябрьской революции в России. В Темном Веке закон кастовой деградации действует полным ходом, и мы сегодня находимся рядом с финальной фазой этой дег- радации.
Эвола умер в 1974 году. Урна с его прахом была похоронена двумя итальянскими альпинистами, членами Центра Эволистских Исследований, на вершине горы Монте Роза. Сегодня его книги изучаются с большим вниманием во всех молодежных национал-революционных кругах. Единственной альтернативой для национал-ре- волюционеров остается борьба против системы и соз- дание в ходе этой войны новой элиты, от которой бу- дет зависеть будущее мира.
(перевод с испанского Артур Льянос)
ФОРУМ ТРАДИЦИЯ |
ФОРУМ СНЫ |
ФОРУМ ЛИТЕРАТУРА |
ФОРУМ ГЕОПОЛИТИКА |
ФОРУМ СТАРОВЕРИЕ |
РЕСУРСЫ МЕТАФИЗИКА |
РЕСУРСЫ ЭРОТИКА |
РЕСУРСЫ ЛИТЕРАТУРА |
РЕСУРСЫ ПОЛИТИКА-ГЕОПОЛИТИКА |