Александр ДУГИН

избранные тексты из новой книги 


ОРЕХОВЫЙ САД

1.Каббала против талмуда


Излюбленный образ каббалистов из Жероны — сад, заросший орешником. Каждое дерево усеяно орехами, а каждый орех таит в себе ядро тайны. Ореховому дереву уподобляется Тора, дворец со многими комнатами, каждая из которых ведет внутрь. Достать ореховое ядро все равно. Что войти внутрь Торы, постичь таинство Закона.

Каббалисты — особое направление в иудаизме. У  них все резко отличается от обычной еврейской традиции, сам дух совершенно иной. Видный еврейский философ Гершом Шолем подчеркивал эту уникальность каббалы. Иудаизм — доктрина креационистская, рационалистическая, экзотерическая и моралистическая. Буква Закона в ней возведена в абсолют. Талмуд не знает мифологии, только обрядово-этические и культовые предписания, уточненные до мелочей, но всегда рациональные и выдержанные в духе самого строго единобожия. Только Яхве божественен. Вся остальная реальность — пуста. Ей остается лишь следовать извне заданному откровению. А так как евреи — единственные, кто  до конца осознали единственность единственного и конечность конечного  — то в центре пустой реальности обозбоженного мира должны стоять именно они. Таково краткое изложение строгого иудаизма.

Каббала  учит иначе. В ней весь мир пропитан божественными излучениями, весь мир полон мистических знаков и духовных веяний. Все наполнено тайным присутствием. Каббалисты — эзотерики, эманационисты. В основе их традиции лежит не Книга (Закон), но миф. Они иррационалисты, культ для них важен лишь с символической точки зрения,  их интересует внутренний свет бытия, который напрямую связан с Божеством.

Неудивительно, что иудаизм всегда относился к каббалистам настороженно, а хасидское движение, вышедшее из народной каббалы, и вовсе считается ортодоксами жуткой ересью.
Символизм орехового сада дает представление о природе каббалы и ее отличия от талмудизма.

2. Две стороны мира

В орехе есть две части — ядро и скорлупа. В мире  есть два плана внутренний и внешний. Внешний мир телесного мрака, корка реальности. А внутри таится ядро духа.
Для талмудистов символ ореха, взятый метафизически, скандален. Для них нет и не может быть ядра. Ядро отсутствует, оно трансцендентно, “монотеистично”, не имеет никакой общей меры с миром. А раз нет ядра, то нет и скорлупы, поскольку скорлупа осознается как не-ядро только в сопоставлении с ядром. Если все — только корка, то нелепо называть это коркой, так как такое заявление будет тавтологией. Каббалисты, в таком случае, еретики, отрицающие единственность Яхве, ведь утверждение “ореховой” природы реальности означает вскрытие внутреннего измерения, запредельного и имманентного одновременно. А  это имеет отношение к чему угодно, только не к иудаизму.

Каббалисты — революционеры. Для них мир скорлуп — лишь часть мира, а Божество гораздо шире абстрактного трансцендентного Творца. Они по ту сторону Маймонида, реальность у них двоится как у гностиков или ведантистов. Но никто, кроме них, не знает всей  бездны мира скорлуп, всего могущества богооставленной реальности, всей невыносимой тщеты обескровленного бытия (ведь они евреи). Поэтому их свидетельство крайне ценно. Они смогли преодолеть  пустоту, выйдя за границы, внутрь, туда,  где зияла для них  лишь монотеистическая бездна.

Не случайно каббалисты ожидали реформы иудаизма, духовной революции. Они с восторгом приняли Саббатаи Цеви, отвергнутого раввинами. Многие из них переходили в христианство, участвовали в мистических организациях индоевропейской ориентации. Последователи саббатаиста и каббалиста  Франка настолько остро прочувствовали дистанцию от синагоги, что не только крестились, но и снабдили католиков информацией о ритуальных убийствах и кровавых ритуалах своих соплеменников. Поразительно, но большинство свидетельств о ритуальных преступлениях раввинов исходит именно из еврейской среды —  от каббалистов и хасидов. Это сложное противостояние внутри особенного и загадочного народа отражает глубинный конфликт скорлуп и ядер, драма орехового сада, мучительное преодоление тьмы материи. Поразительно, но слова “ночь” и “орех” в латинском языке очень похожи — nox  и nux.

3. Похищенная часть

На древнееврейском скорлупа произносится как “клиппа”, а скорлупы — “клиппот” (множественное число). В каббале есть целая теория о “мире клиппот” или просто о “клиппот”. Это важнейшая ее часть. Клиппот не просто вещи, объекты.  Нет, материальные тела и предметы сами по себе еще не “скорлупы”, это лишь пластические формы, содержащие в себе разнообразные пласты реальности. “Клиппот” — это то, что начинается глубже тела, что лежит между телом и (простите за выражение)  душой. Но у кого души нет или у кого она далека и непознана, тот  именно “клиппот”, “скорлупу”  считает своим “я”. (Все стало не так просто, как  казалось бы).  “Клиппот” — это субтильная тень, некий дубль вещи, как бы ее экзистенциальный, вкусовой след. Безусловно, именно эта тень дает предмету индивидуальность, так как она расположена между всеобщей материальностью и ангелической математикой духовных миров. “Клиппот” — отражение в зеркале, задержавшееся несколько дольше положенного, увиденное угловым зрением движение неживых предметов, острое и беспричинное чувство дискомфорта, внезапно охватывающее вас посреди обычного течения жизни... Об этом так много знают психиатры и наркоманы, эмпирики мира скорлуп.

Ореховый сад, а не просто орех. И еще  — “клиппот”, а не “клиппа”. Множественное число говорит о многом.  Да, каждая вещь имеет свою тень, вещей много и много теней. Но это не все. Каббала учит о том, что скорлупы вложены одна в другую. Пласт за пластом скрывают они ядро. Реальность , действительно, довольно механистична, и иудеи имеют все основания иронизировать над онтологическим доверием арийцев, готовых верить в “божественность” любого барахла. То, что  “обычные” называют духом, культурой, мыслью, верой — не что иное, как “клиппот”. Поэтому все это подозрительно и постоянно выдает свою искусственность. Темные, глумливые духи пишут романы и насылают благоговейные чувства простакам и интеллигентам. Не ведя разницы. Духи — те же тени, обертки проблематичной, спящей, похищенной души.

Талмудисты говорят: душа — фиктивна. Арийцы говорят: все — душа. Правы каббалисты — душа может быть, а может и не быть. Ее надо найти, отвоевать, раскопать, вернуть, обрести, вырвать у страшного и грозного, мягкого и обволакивающего, уютного, глубоко интимного, приватного. индивидуального мира — мира скорлуп...
А если не получится? — Вы останетесь такими, как есть. Вот и все.

Осенью по ореховому саду пробегут дети, давя хрустящие коричневые корочки съеденных ядрышек жизни.







Библиотека традиционалиста | Арктогея | Ариес |Милый ангел | Вторжение | Элементы | Новый Университет