—— кризис ——
Александр Мусинов Технологический вампиризм У Джека Лондона есть рассказ о человеке, достойном цивилизованного внимания, который провел удачную операцию на небольшом островке в теплых морях” вытанил у туземцев много золотых монет в обмен на дешевый табак, топоры и бусы. Если верить казетам, мир с тех пор изменился до неузнаваемости. Трудно спорить с “властителями дум”, а поэтому позволю себе не согласиться с ними только в одном: туземцы все-таки с лица земли не исчезли, так же, как и потомки того ловкого парня из просвещенной части света ...Газета “Известия” в начале лета сообщила о блестящем примере сотрудничества, вполне в духе “нового мышления”, межу нашей фирмой Камова, специализирующейся на создании вертолетов, и американской кампаникй “Груп Вектор”, чья сфера деятельности - военные подряды и торговля ракетами. Существо дела в том, что камовское КБ, как и многие структуры нашего ВПК, находится в тяжелейшем положении: нет денег, следовательно, заказов и возможностей продолжать перспективные разработки, уходят прекрасные специалисты. Между тем фирма создала и испытала уникальный боевой летательный аппарат – вертолет-истребитель КА-50. Аналогов ему в мире нет, те же “Известия” признают, что США отстают в этом техническом направлении на несколоко лет (по данным из других источников – на 10 лет). Так вот, по утверждению издания Голембиовского, сделка “Камова” с “Вектором” – сущее благо для первого, поскольку – о, счастье! – КА-50 будет производиться на конвейрах второго. Попросту говоря, это называется передачей секретной военной технологии по принципу “ know how”, что во всем мере считается “табу”. Вспомните, какие жесткие санкции были применены против японской компании “Тошиба” в связи с продажей ею в СССР большого карусельно-расточного станка, который, по мнению экспертов КОКМ мог быть использован для изкотовления малошумных гребных винтов атомных субмарин.Но вернемся к предмету. В упомянутой публикации как о несомненном плюсе для “Камова” говорилось не только о совместном производстве КА-50, но и о его совместрой продаже. Но вот еще интересная информация, о которой “Известия” не упомянули и которая меняет едва ли не все. По сообщениям непосредственно из США, “Вектор” уже получил исключительное право не только на сборку, но и, что самое главное, на сбыт КА-50 в США и в ряде других стран, в числе которых называются Греция, Италия, ЮАР и страны Ближнего Востока, -- среди последних, надо полагать, прежде всего Израиль. (Я не исключаю, что и Россия сможет, если захочет, покупать у США эту великолепную машину). По словам одного из руководителей “Вектора”, соглашение будет привлекательным для российской стороны, поскольку позволит сохранить работников и продолжить перспективные разработки. В переводе с цивилизованного языка на туземный это означает: “Мы не дадим вам подохнуть с голоду, поддержим ваше физическое существование, господа камовцы, но ваши мозги, ваши идеи, ваши руки отныне принадлежат нам. И – баста!” Замечательно, кстати, что оборотистые парни с их топорами и стеклянными бусами довольно быстро привыкают к благорасположению со стороны туземцев. Вскоре оно уже не удовлетворяет, красивым белолицым парням хочется все больше и больше. То, что такое “привыкание” идет и у нас, причем, самыми быстрыми темпами, подтверждается еще несколькими эпизодами. В 70-е и 80-е годы наши морские КБ далека обошли своих западных технических конкурентов в разработке судов с динамическими принципами поддержания – кораблей на воздушной подушке (КВП) и экранопланов. КВП уже довно состоят на вооружении флота, а вот экранопланы “застряли” на стадии принятия решения о серийном производстве. Причем этот вид судов в состоянии совершить революцию в морских вооружениях. С самом деле: устраняется угроза со стороны подводных лодок и мин; не проблема и передвижение со скоростью самолета в арктических ледяных морях; качественно иные возможности открываются для авианесущих, ракетоносных и десантных сил ВМФ. Представьте себе корабль, которых, не касаясь волн, перевозит батальон морской пехоты со всей техникой на рассмояние в несколько тысяч километров со скоростью 600 км/ч! (-- уже разработан и более совершенный экраноплан. Его крузоподъемность 5 тыс. тонн (т.е. танковый полк в полном составе), скорость до 800 км/час) Именно сейчас судьба такого судна, которое по натовской системе кодировоки называется “ Caspian Monster” (Каспий был испытательным полигоном) во многом не ясна. Какие-то очень влиятельные силы ведут дело к тому, чтобы судно никогда не стало боевым средством, а использовалось тлько как спасательное. И что самое характерное, вновь выражается готовность поделиться технологией с безнадежно отставшими в этой области “атлантистами”, протянуть им руку помощи. Ведь именно такими судами желают обзавестись США в интересах своего корпуса морской пехоты. Что ж, не исключено, что их мечты скоро осуществятся.Есть и другие примеры действий “вампиров от технологии”. Не стану их приводить, скажу лишь, что много подозрительного и неясного в будущей судьбе новой боевой маашины пехоты БМП-3 и обладающего исключительно высокими характеристиками истребителя с вертикальным взлетом и посадкой Як-141. Создается устойчивое впечатление, что наши “реформистские” власти изо всех сил стараются для собственного начальства в иных краях вытянуть их нашей страны максимум не только в виде сырья, золота, стратегических материалов, но и в виде “интеллектуальной” продукции – технологий и рааазработок НИОКР, в том числе воплощенных в конкретные образцы. Александр Мусинов |