20 февраля 2002 А.Г.Дугин принял участие в международной научной конференции по проблемам федерализма и регионоведения в Университете Дружбы Народов. Доклад был посвящен "Евразийскому Федерализму".

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

1. Евразийство в своей исходной установке отказывается признавать западную социально-политическую, юридическую, философскую модель за непререкаемый авторитет. Эта западная модель развития рассматривается как одна из возможностей наряду с другими, основанными на совершенно иных социологических, антропологических, социально-политических, философских и юридических предпосылках. Следовательно, евразийство сознательно предлагает социально-политические и юридические модели, которые могут существенно отличаться от западных нормативов, которые не признаются евразийцами в качестве универсальных.

2. Евразийство теория новаторская, проективная. Она отказывается от реактивно-маркетингового отношения к реальности. Тот факт, что предлагаемой евразийцами системы евразийского федерализма не существует и не существовало в чистом виде, не является решающим аргументом против этого проекта.

3. Евразийский федерализм основан на выделении в качестве субъекта федерации не территории, но этноса. Подробнее, в статье Дугина "Евразийский Федерализм" и в документах "Евразийского Взгляда" о "Евразийской Федерации".

4. Бросив взгляд в будущее, очевидно, что евразийский федерализм мог бы быть применим не только в России -- странах СНГ, но нечто аналогичное будет затребовано в скором времени и в Европе: разрушение Государств-Наций в Евросоюзе остро поставит вопрос идентичности европейских народов, которая переместится от Государства к народу. Следовательно, следует ожидать повышения политической и юридической субъектности европейских народов. Та же модель идеально подходит и к решению Кавказской (Чеченской) проблемы, и к Афганистану, и к Азербайджану, и к курдской проблеме, и к индусско-пакистанской ситуации. Для реализации проекта евразийского федерализма следует жестко отделить народ от Государства, придав именно народу статус политической субъектности. Это означает постепенный переход от приоритетности "прав человека" к приоритетности "прав народов".

5. Демонтаж государства оставляет лакуну стратегического, геополитического и оборонного измерения. Она заполняется созданием нового мета-государственного централистского геополитического образования -- "Демократической Империи". Здесь существует единоначалие и стратегическая доктрина, призванная обеспечить мощь и целостность "большого пространства". Евросоюз, политико-стратегическое пространство Северо-Американского континента, будущий Евразийский Союз -- примеры такого "большого пространства".

Доклад вызвал бурное обсуждение. Основные вопросы касались:

- правомочности применения понятия "федерализм" к административному делению, не основанному на территориальном принципе; - сходства этой модели с советским политическим устройством; - озабоченность тем, не упразднят ли права народов права человека; - захотят ли существующие национально-территориальные образования добровольно самоупраздниться.

На эти возражения и вопросы А.Дугин дал довольно подробные ответы.



АРКТОГЕЯ