ЧаВо 3d abissus aries athena autocephal azer berdjaev bon bulgakov cfr cogito dollar emigratia enoch epos female fumilev georgia girenok global godislove gogmagog governor gumilev haider hazary hinduism hlyst horonzon initiatio insanity irocaise islam judaism klimov koan komlev kprf kreschenie krest kuraev kurehin led leftright lenin letopisec lichtmensch mamleev maza medved metalingua modal mogutin monastery murom myurids nato nbp neogumilev nigredo novodvor oldritetraditio oneiro panov pasha pasquil patria persons pizza pol polyn popper potocki raskol rasputin regina regio roerich rus sabbatai salome savva scweine sekty sex shura sondugin sonrodina stepa submarine sud tainy tarot ter tp trax ua uhtomsky usa vituhnovskaja vybory vykrest yuga zero zion zombie zymburski

Василий Воропаев , Aug 05,1999,16:15

Василий Воропаев , Aug 05,1999,16:15

 

 

 

Старообрядчество - это русское традиционное (традиционалистское?)подполье, своего рода Сопротивление. Это утверждение можно, конечно, оспорить.
Традиционализм, как известно, не признает полумер и компромиссов, иначе превращается в подслащенный вариант не слишком-то убедительного спиритуализма. Любое исключение меняет плюс на минус и делает из Инициации контринициацию.
Старообрядчество отступило.
В религиозном смысле. Оставим в стороне крайне малоубедительные потуги РПСЦ и Древлеправославной церкви на апостольскую наследственность. Обратим внимание на исключительный креативный потенциал беспоповцев -это ли православие? Все эти местечковые дрязги между согласиями - свели на нет всю ценность первоначального сопротивления и имеют к Православию отношения ровно столько, сколько AMORC к Плотину.
В политическом смысле. Ну, тут и за примерами ходит далеко не надо - в семидесяти процентах войн старообрядцы воевали против русского правительства. Где же тут верность?
Кроме того, старые правила, безусловно, древнейшие "никонианских", сейчас столь глубоко обрасли "русским колоритом", что вряд ли могут претендовать на Универсальность, являющуюся необходимым компонентом Традиции.
Имеют ли ценность такие союзники?
С другой стороны, я согласен, что официальная Церковь, "никонианцы" вовлечена в предательскую деятельность не меньше.
Нужно инициатическое, традиционалистское Православие - где искать?

Дугин , Aug 14,1999,12:08

 

 

 

Проясню некоторые важнейшие доктринальные моменты.

1. Есть три фундаментальные категории общество сакральное (=Традиция), общество религиозное (полу-традиционное полупрофаническое) и общество современное (обмирщвленное). Подробнее изложение этого в моих лекциях в Новом Университете. Там объясняется смысл различий.

2. Религия есть частная версия сакрального, редуцированная, промежуточная, предполагающая дуализм (почти противопоставление: сакральное - профаническое). В религиозном обществе в отличие от сакрального общества (основанного на дуальности -- эзотерическое=инициатическое=внутреннее и внешнее=экзотерическое) дуальность состоит в паре религиозное -- профаническое.

3. Случай христианства особый. Это инициатическая Традиция до эпохи Вселенских соборов, далее в Византии это тысяча лет сакрального общества с религиозным уклоном, а на Западе с Карла Великого это активное стремление к дуализму религия-профанизм. Точка завершения этого процесса перехода Западного мира от сакрального христианского (пост Вселенских соборов) вида общества приходится на 1054 - великая схизма.

4. Далее в Византии параллельно Западу сохраняется еще 400 лет сакральное общество, но по Флорентийской Унии объявляется курс на окончательный разрыв. Что любопытно заметить по ходу -- при византских узурпаторах и иконокластах, не смотря на совершенную неправославность долгих периодов и династий византийской истории (вопреки религиозной ереси иконоборческих императоров) сакральный характер общества сохраняется. В этом проявляется нетождественность религиозгной ортодоксии нормам сакральности. Разные вещи. Хотя и не совсем разные. Религия - частный и довольно нетипичный случай сакральности. См. "Метафизику Благой Вести" в части, трактуюшей авраамизм, манифестационизм и креационизм.

4. Московская Русь как Третий Рим (это не просто метафора - это иеро-исторический догмат, бывший действительным с 1456 по 1652 годы, до этого бывший возможным (преддействительным), и снова ставший возможным (но уже пост-действительным) после раскола.

5. Итак. Московская Русь как наследница Византийского сакрального общества, как часть этого общества до падения Царьграда и как единственное закономерное продолжение его после падения Царь-града (ЕДИНСТВЕННОЕ), есть образец сакрального общества под знаком Православия. Т.е. Это сакральное общество христианское и православное.

6. Параллельно двухсотлетию Московского царства уже и греки (Фанар) и другие восточные (не говоря о католиках) не представляют собой законченного православного сакрального общества. Они вписаны в иной контекст, в котором религиозное обособленно от нерелигиозного (или инорелигиозного). Греческое православие после конца Царьграда это религиозная линия, существующая в сакральном исламском обществе на особых правах. В этом турецком, "агарянском" мире мы имеем дело с иным типом сакрального общества, где доминирует исламская религиозность.

7. Раскол есть момент окончания сакрального христианского православного общества во всем мире. Больше его не существует. Никонианская послераскольная Россия есть общество несакральное, обмирщвленное с доминацией религии. Это совершенно иная вещь и я бы сказал это совершенно иная Церковь. Типологически ситуация напоминает Запад, где сходен баланс. Ситуация в России уравновешивается наличием пассивно архаических низов и активно архаических, не принявших разделения, староверов.

8. Множество толков - это множество рукавов сакрального общества, отказавшихся следовать по предложенному прокрустову руслу десакрализации. Старообрядчество - это жест отказа. В этом смысле показательна нетовщина - Спасово согласие. Решительное НЕТ, сказанное десакрализации! Расхождения между толками - признак того, что огромная часть компонентов сакрального общества осталась вне сферы внимания катастрофического пост-раскольного "богословствования". Дмитрий Ростовский, причисленный к "святым" никонианами, равномудр с поручиком Ржевским (советую почитать "О Расследование о Брынской раскольничей вере"; его радакция Четьих Миней скалькирована с польской папежской кичевой ахинеи, все чудесное и все составляющее соль реального сакрального православного Предания, тщательно вымарано.) А уж какой великий иконописец Ушаков, я сравнение придумать затрудняюсь.

9. Вопрос: является ли старообрядчество при этом прямым синонимом Традиции? Ответ не может быть определенным. Корректнее всего было бы утверждать, что Старообрядчество, Древлепрравославие есть стойкая многовековая защита Традиции и нормативов сакрального общества православного типа - со своей спецификой. Если мы верим в единственность православной Истины, это значит очень и очень многое.

10. Отношение староверов к никонианско-синодально-романовской России типологически подобно отношению нынешних национал-патриотов к ельцинскому режиму. Крайние беспоповцы или некрасовцы, утверждающие полное превращение Москвы в Вавилон подобны "анпиловцам", солидарными чуть ли не с Дудаевым, лишь бы против Ельцина. Более умеренные -- поповцы подобны людям из "Завтра". Они за Россию, когда речь идет о внешних врагах, но жестко против еретиков-никониан-ельцинистов на внутреннем плане.

11. Итак. РПЦ МП есть религия, она адаптирована к условиям несакрального (профанического, атеистического или даже инорелигиозного - хотя этого Бог, к счастью, нас миловал)общества. Староверие есть героическое и нонконформное сакрального общества с доминацией Православия, что гораздо шире. Точнее - старообрядчество доктринально постулирует фундаментальный факт вселенского значения: сакральное общество православного типа отслоилось от единства со всем русским обществом, стало ему в оппозицию. Это точно соответствует знамению антихристовой эры.

12. Предлагает ли Старообрядчество выход? И да, и нет. Оно постулирует катастрофичность ситуации и обосновывает свой диагноз. При этом эта критика не является нигилистической (как в случае с протестантизмом), но сакрально и иеро-исторически обоснованной. Сравнение идет между тем, что имеем и тем, что ИМЕЛИ (и потенциально можем иметь). Тезис ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РОДИНЫ.

13. Во Франции или Илалии ХХ века, где жили и обретали традицоналистский стержень Генон и Эвола исторически, онтологически и актуально была аболютно иная ситуация, которая наложила неизгладимый отпечаток на европейский традиционализм на фоновом уровне. Отпечаток глубочайший, нерефлектируемый самими традиционалистами. Отпечаток на уровне парадигм. Разбор всей ситуации дан в МЕТАФИЗИКЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ, в статье КОНТРИНИЦИАЦИЯ и других моих текстах. Специально о соотношении идей Эволы и русской Традиции написана моя статья на французском. Она есть на сети, но уже не помню где.

14. В полноценном сакральном обществе есть континуальность между эзотеризмом и экзотеризмом в рамках единого поля. Генон отрицает наличие христианского экзотеризма и он частично прав применительно к Западу. Но не прав применительно к православному Востоку. Существует православный экзотеризм. Это симфония властей и византизм. Сакральное общество имеет эзотеризм и экзотеризм единой модели. В каком-то одной части симфония безнадежно нарушается. Справа, Никон и особенно злосчастный собор 166-67 годов разрушили гармонию. Попытка восстановления эзотерического измерения осущестивлась в старчестве, формальные элементы экзотеризма существовали и в цезаре-папистской романовской модели. Староверы же стремились отстоять дораскольный синтез, где на Руси православный эзотеризм и экзотеризм пребывали в полной гармонии. Надо при этом учитывать специфику христианской традиции, не разводящей формально и организаицонно эзотеризм и экзотеризм вообще (как в шиизме).

15. Старообрядчество не данность, это задание. Это живая основа для нашего автохтонного традиционализма. Но это не сам традиционализм.

16. Вся тема представляется мне крайне важной.