ЧаВо 3d abissus aries athena autocephal azer berdjaev bon bulgakov cfr cogito dollar emigratia enoch epos female fumilev georgia girenok global godislove gogmagog governor gumilev haider hazary hinduism hlyst horonzon initiatio insanity irocaise islam judaism klimov koan komlev kprf kreschenie krest kuraev kurehin led leftright lenin letopisec lichtmensch mamleev maza medved metalingua modal mogutin monastery murom myurids nato nbp neogumilev nigredo novodvor oldritetraditio oneiro panov pasha pasquil patria persons pizza pol polyn popper potocki raskol rasputin regina regio roerich rus sabbatai salome savva scweine sekty sex shura sondugin sonrodina stepa submarine sud tainy tarot ter tp trax ua uhtomsky usa vituhnovskaja vybory vykrest yuga zero zion zombie zymburski

Ку, 05/03/1999: Среди мифологем обских угров

Ку, 05/03/1999: Среди мифологем обских угров есть персонаж, кого называют всегда эвфемистично (напр.: у манси ui "зверь", n"urumui "болотный зверь", untvoi "лесной зверь", liling ui "живой зверь", jalpyng ui "святой зверь", ans"yhh "старик", maakolang oika "берложий дед", konsyng oika "когтистый дед", pupi/pupak(ve), последнее гл.о. в речи женщин и детей), и который сформировался как собирательный образ-хранитель традиций обичей. Его именем клянутся, истово веря, что лжеца ждёт скорое покаранье; в его честь устраивают крупнейшие празднества. Ни одного вождя или божества столько не воспевали и ни одному не посвящали столько танцев, как ему. Даже его части тела не называют своими именами. Медведь. Что вы о нём думаете?

 

А.Дугин, 05/03/1999: Это крайне интересная тема. Любопытно, что по информации Бадмаева, сообщенной Кальмелю (а тот Генону), "река Обь служит опорой одной довольно темной планетарной сущности". Генон подозревал, что где-то там располагается самая северная из 7 башен сатаны.

Но так как вопрос об инициации-контринициации чрезвычайно сложен, то вся проблематика приобретает множество дополнительных измерений.

Любопытно проследить шаманско-угрские (карельские) мотивы в творчестве Клюева. Медвежий танец - это танец гиперборейской прародины.

Вместе с тем медведь -- обязательный участник скоморошьих мистерий (позднее он перешел к псевдо-скоромхам-цыганам).

 

 

Анатолий, 05/03/1999: Медведь у многих народов имеет сходные ассоциации.

Например у славян медведь часто ассоциируется с богом Велесом, о котором, кстати, известно, что он большой любитель веселья, прекрасно играет на гуслях и т.п.

Также Велес известен своей силой и буйным нравом, непослушанием, за что его иногда наказывали.

С другой стороны медведь у древних ассоциировался со Зверем, с царем подземного мира. Заметим, что Велес, по некоторым легендам, охраняет путь в Навь.

И еще один любопытный эпизод. Ассоциируя Медведя со Зверем. Древние люди считали, что выходить на охоту за зверем следует под знаком Плеяд. Это показывает прямую связь с древнейшей историей, ассоциируется с покорением богами, спустившимися с неба (направление на созвездие Плеяд, находящееся "прямо над головой" - указание на заполярье) существ, властвовавших на планете до людей.

 

А.Дугин, 06/03/1999: Действительно, медведь не имя "медведя", а субститут табу. Славяне называли медведя arD(t), но чтобы не оскорбить реальность за ним стоюущую и сквозь него действующую, благоговейно именовали "ведающий мед". ТОчно так же и рыба - не рыба, а "звъа" на славянском. Но чтобы не спугунть и не оскорбить, ее именовали "роющая", "роющаяся", "закапывающася в ил".

Нетабуированные корни и слова составляли особый сакральный язык древних, напрямую восходящий к тому, что Вирт называл "гиперборейской каббалой".

Велес явно имеет отношение к нижней половине года, к зименму солнцестоянию. Отсюд сатурналии, животные метаморфозы и т.д. Животные как правило были идеовариативными символами солярно-спиритулаьного процесса в тех случаях, когда набо было предолеть критический момент зимнего солнцестояния. Отсюда ликантропия (Апполон - бог волков), святки, превращение в мышей, лягушек (лягушка -- вообще символ Великой Матери, пятоконечной полярной Девы -- отсюда смысл русской сказки; в некоторых культурах покойников хоронили в позе лягушки, с растопыренными и полусогнутыми руками и ногами - как иероглифы года в зимнем сольстисе - считалось, что такая позая способствует успешному воскресению в "новом году" - "новой жизни").

Отсюда князь-медведь, медведь оборотень. Норманские берсерки и т.д.

Отсюда, кстати, медвежьи свадьбы (отголосок Маша и медведь), человеческую невесту выдавали замуж за медведя (обратный аналог царевны-лягушки). В космической сотреиологии новогодних мистерий, кто-то должен превратиться в животное, а его паредра, сохранив свое качество, приходит на помощь. ИНогда повествование о полном цикле инициации обрывается на полуслове.

Кстати, считают, что миф от Гильгамеше заканчивается его смертью от укуса змеи. На этом основании к шумерскому эпосу возводят изначальные трагедии. Это был фрагмент полноценного сакрально-годового повествования, где вторая, триумфальная часть просто затерялась. Сакральное сознание не знает "плохого конца". "Плохой конец" возникает вместе с идеей однонаправленного, осевого времени, у которого есть (есть?) онтологическая причина, но не может быть онтологического конца.

Тема медведя интересна. Есть предложение на форуме составлять подобие словаря символов - с комментариями, цитатами, дискуссиями. Потом результаты выложим на отдельной странице.

 

Анатолий, 07/03/1999: Характерно также, что тема сакральности медведя и Медвежьих праздников присуща в той или иной степени культуре практически всех народов северной Евразии - не только уграм, но и у эвенам и эвенкам (тунгусская языковая группа) и даже японским айнам.

Напрашивается прямая и, конечно же, очень грубая аналогия

Медведь - Сын Божий - Логос "нордического прахристианства", убиваемый и воскресающий в ежегодной мистерии медвежьего праздника.

Русские - медвежий, "Божий" народ...

Кстати еще один интересный, на мой взгляд, факт из территориально-культурно близкого "поля" -

Н.М. Михайлов в книге "Бурятский шаманизм" пишет о наличии в прошлом веке в Бурятии шаманов, русских этнически и формально (а что такое "формально" и "формально" ли?) православных.....

 

А.Дугин, 09/03/1999: Это очень интеренсо, не могли бы Вы привести цитаты из этой книги, если она у Вас под рукой?