ЧаВо 3d abissus aries athena autocephal azer berdjaev bon bulgakov cfr cogito dollar emigratia enoch epos female fumilev georgia girenok global godislove gogmagog governor gumilev haider hazary hinduism hlyst horonzon initiatio insanity irocaise islam judaism klimov koan komlev kprf kreschenie krest kuraev kurehin led leftright lenin letopisec lichtmensch mamleev maza medved metalingua modal mogutin monastery murom myurids nato nbp neogumilev nigredo novodvor oldritetraditio oneiro panov pasha pasquil patria persons pizza pol polyn popper potocki raskol rasputin regina regio roerich rus sabbatai salome savva scweine sekty sex shura sondugin sonrodina stepa submarine sud tainy tarot ter tp trax ua uhtomsky usa vituhnovskaja vybory vykrest yuga zero zion zombie zymburski

Смарагд, 16/03/1999: определение иудаизма, как религии абсолютной смерти

Смарагд, 16/03/1999: В некоторых традиционалистских работах мне попадалось определение одной из религиозных систем креационистского типа, а именно иудаизма, как религии "абсолютной смерти". К примеру, здесь уместно вспомнить образ, приведенный Е.В. Головиным на одной из недавних лекций в Новом Университете: река Иордан берет свое начало у горы Геброн и впадает в Мертвое море - символ абсолютной смерти.

Вопрос в следующем: в иудаизме, насколько мне известно, есть и вера в загробную жизнь (праведники отправляются к престолу Яхве, а нечестивцы - в ад), довольно развитая ангелология и т.д. Так почему же "абсолютная смерть"?

 

А.Дугин, 16/03/1999: Это очень сложный вопрос. Последовательный и доведенный до своих самых радикальных выводов креационизм предполагает абсолютную бездну между Творцом и творением. Творение созидается из ничто, ex nihilo. Аболютное различие природа Божества и мира, делает единственной перспективой твари безвозвратную гибель. Эта гибель имеет метафизический смысл, как неспобность ограниченного слиться с безграничным. Последовательный креационизм может иметь при этом градации - саддукеи (наиболее рациональная и последовательная иудаистическая секта) делали из креационизма такой вывод: не существует посмертной жизни, не существует воскресения мертвых. В более сложной модели (в которой легко усмотреть примесь религиозных и метафизичеких воззрений иных вне-креационистских или докреационистских доктрин) за тварью признается определенное отнительное "бессметрие", но оно это бессмертие теней, пробление квази-существования на определенный срок и после могилы.

Непреодолимая бездна между Творцом и тварью, меонтологичность бытия -"ук онтос" по-гречески - ось религий Откровения, она-то и составляет их ни с чем не спутываемую специфику.

Конечно, это можно нюансировать, или отвлекаться, но стержень именно здесь и яснее всего он проявлен именно в иудаизме (а также в экзотерическом суннитском исламе -- особенно ваххабитского типа).

Исак Лурья кабаллист сафедской школы, чтобы подчеркнуть уникальность иудаистической религиозности сформулировал очень интересную доктрину -- доктрину Цимцум. Смысл ее в том, что творческий акт Божестава, FIAT, есть не расширение Бога вовне, но схатие Бога вовнутрь, его сокрытие, его "умаление", его исход, уход. Освободившеееся от такой удивительной операции вакуумное поле и есть тваорное бытие. Будто воды отступили и обнаружилось дно.

Таким образом с метафизической точки зрения смерть не последует творению, но является его необходимым условием, его основной предпосылкой.

См. также мою статью "Голем и иудейская метафизика" в "Консервативной революции"