ЧаВо 3d abissus aries athena autocephal azer berdjaev bon bulgakov cfr cogito dollar emigratia enoch epos female fumilev georgia girenok global godislove gogmagog governor gumilev haider hazary hinduism hlyst horonzon initiatio insanity irocaise islam judaism klimov koan komlev kprf kreschenie krest kuraev kurehin led leftright lenin letopisec lichtmensch mamleev maza medved metalingua modal mogutin monastery murom myurids nato nbp neogumilev nigredo novodvor oldritetraditio oneiro panov pasha pasquil patria persons pizza pol polyn popper potocki raskol rasputin regina regio roerich rus sabbatai salome savva scweine sekty sex shura sondugin sonrodina stepa submarine sud tainy tarot ter tp trax ua uhtomsky usa vituhnovskaja vybory vykrest yuga zero zion zombie zymburski

Рарог, 06/03/1999: о книге Гастона Башляра "Психоанализ огня"

Рарог, 06/03/1999: Побывав на книжной выставке "Арктогеи" в Новодевичьем проезде среди прочего обнаружил там книгу Гастона Башляра "Психоанализ огня".

Башляр анализирует огнь, в ситуации когда это явление выступает предметом научного исследования. Дано огромное количество примеров того, как в ходе изучения феномена огня, ученые невольно начинают описывать свое бессознательное.

Этим открытием автор этой книги подводит к мысли, что необходимо "очистить" процесс научного познания мира от "напластований воображения". Но, как я подозреваю, книга интересна нам именно примерами описания воображаемого в исследуемом объекте, которые будучи рассмотрены с помощью психоаналитического инструментария, тем не менее дают представление о здоровой и правильной структуре бессознательного.

В этом их отличие от работ Фрейда, где предмет исследования - всевозможные патологии (а цель, если верить вашей статье "Елевсинские топи фрейдизма" - контринициация). А здесь цитируются, анализируются, а иногда и возводится к архетипам огненная тематика у алхимиков, ученых и поэтов. Как я понял, именно этими подтемами книжка Гастона Башляра и ценна. Так ли это?

 

А.Дугин, 06/03/1999: Совершенно верно. Именно этим и ценна. Этим же ценна и книга Эткинда "ХЛЫСТ". Он с либеральной тщательностью выискивает в феномене раннего советизма элементы архаических, сектантских, эзотерических, экстатических и эсхатологических напластований. Цель самого Эткинда - показать "ирраинальный", "архаический" характер революционного кульутр-политического дискурса пред-революционной, революционной и пост-революционной интеллигенции. Но нам интересны сами эти напластования, как самоценный и прекрасный образчик сакральной мета-идеологии, сохранившейся в руском народе и в русской интеллигенции.